История зимних садов Санкт-Петербурга
Искусство обустройства зимних садов в частных особняках и общественных местах старого Санкт-Петербурга было популярным способом интерьерного оформления – созданием знаменитых оранжерей прошлого занимались именитые архитекторы и садовники, создававшие роскошные островки тропической зелени на балконах и в теплицах пасмурного Питера. Первые зимние сады в России были не совсем гармоничными и долговечными, естественными и комфортными для одновременного пребывания растений и людей, но со временем их изготовление в стране наладилось, с каждый новый проект оранжереи становился все более прекрасным и восхитительным.
Первые зимние сады
Первым зимним садом Санкт-Петербурга стал масштабный проект оранжерейного озеленения в Таврическом дворце – здесь на участке площадью более 2200 кв. м. в 1791 году было завершено остекление сада для празднования взятия Измаила, запланированного владельцем дворца князем Потемкиным для торжественного приема Екатерины II. Проектирование зимнего сада в Таврическом дворце было поручено архитектору Старову, которому даже при высоком уровне профессионализма и многолетнем опыте пришлось непросто – остекление огромной площади будущей оранжереи было тщательно продумано и мастерски воплощено: для поддержки стеклянной кровли были установлены массивные колонны в центре зала и вдоль стен.
Кроме роскошных растений, привезенных во дворец со всего мира, гостей дворца поражало великолепие стилизованных под фруктовые плоды ламп и ювелирных украшений. Неудивительно, что присутствовавший на приеме императрицы Г.Р.Державин с восторгом описал убранство дворцового новшества – зимнего сада, в котором «царствует весна» и «плавает дух в удовольствии».
Великолепный зимний сад в Таврическом дворце просуществовал более века, но с годами он постепенно приходил в упадок, и в 1905 году был реконструирован в зал заседаний для Госдумы. Но именно устройство первого в Санкт-Петербурге зимнего сада дало толчок для дальнейшего развития искусства домашнего и кабинетного озеленения – многие вельможи по примеру западноевропейской знати начали заказывать устройство зимних садов, которые быстро вошли в столичную моду.
Мода на зимние сады в XIX веке
Появившиеся в екатерининскую эпоху зимние сады в XIX веке становятся все популярнее – западная мода на оранжереи в домах была подхвачена состоятельными петербуржцами, а развивающиеся технологии в архитектуре и инженерии позволяют реализовывать все более сложные и оригинальные фантазии проектировщиков и их клиентов. Даже в популярных в то время руководствах по интерьерному обустройству читателям советовали иметь дома садовый зал. И даже обеспеченные жители провинции не отставали в этом от петербуржцев.
В отличие от парижских садов, российские оранжереи были скромнее, но благороднее – петербургская аристократия оказалась требовательнее к содержанию и внешнему виду садовых залов, поэтому здесь не было присущей домам Франции буйной зелени в неистовых масштабах и комбинациях. Каждый зимний сад в Петербурге тщательно планировался известными зодчими, внимательно проектировался и грамотно засаживался растениями, специально подобранными опытными садовниками и цветоводами. Поэтому при внешней скромности питерские оранжереи в действительности нередко превосходили по качеству лучшие домашние оазисы богатой западной буржуазии. В то времена многие зимние сады российской столицы были запечатлены на полотнах известных живописцев, а названия редких тропических растений проникли в поэзию и прозу русских писателей.
Зимний сад Зимнего дворца
Первый зимний сад в здании будущего Эрмитажа был небольшим – его устроили в одной из комнат анфилады архитекторы К.Росси и О.Монферран, проектировавшие личные апартаменты императрицы Александры Федоровны в 1827-30-х годах. Несколько лет спустя реконструкцией дворца занимался известный зодчий Стасов – по его проекту с использованием передовых технологийбыл обустроен большой садовый зал, висячий над Посольским подъездом. Эрмитажный сад был засажен деревьями и цветами, сюда даже завезли животных и птиц, а для комфортных прогулок проложили специальные дорожки. С трех сторон оранжерею окружали галерея, а северная сторона сада примыкала к залу дворца. При посещении Эрмитажа этот зал можно увидеть из Павильонного зала музейного комплекса.
Зимний сад Мариинского дворца
Мариинский дворец, построенный в 1845 году по проекту А.И. Штакеншнейдера, был украшен роскошным зимним садом – изысканная двухэтажная оранжерея была засажена экзотическими растениями из тропических стран, а в помещении первого этажа садового зала бил красивый фонтан, поддерживающий необходимый капризным растениям уровень тропической влажности. Лестница между этажами сада была оформлена изысканным цветников, а фонтан на втором этаже сада умиротворяющее струил воду из одной раковины в другую. Через застекленную кровлю помещения наполнялись солнечным светом, а паровое отопление поддерживало в саду стабильно высокую температуру, имитируя тропический климат. Это был настоящий цветущий оазис красивой зелени и птичьего пения, который, к сожалению, в 1906-1907 гг. пришлось реконструировать в зал заседаний. В наши дни в помещениях бывшего зимнего сада Мариинского дворца проходят заседания городского Заксобрания.
Зимний сад в особняке Штакеншнейдера
Штакеншнейдер не только благоустроил Мариинский дворец, но и озеленил собственный особняк в Санкт-Петербурге – зимний сад был построен во дворе дома архитектора на Миллионной улице. К сожалению, до наших дней это сооружение не сохранилось, в отличие от некоторых частей жилого комплекса Штакеншнейдера на набережной Мойки. Оценить великолепие садового зала зодчего можно только по записям современников. Так, дочь архитектора описывает его как очаровательный освещенный, теплый и ароматный сад, в котором раздавались таинственные звуки падающих капель и шорох тропических листьев, был слышен прелестный аромат растений и создавалась приятная атмосфера спокойствия и волшебства. Гостями сада Штакеншнейдера были многие известные художники, писатели, артисты и другие известные современники архитектора, любившие бывать в диванной комнате зимнего сада. Когда особняк зодчего был продан, новые хозяева реконструировали нефункциональное здание в более прибыльный доходный дом, лишив потомков возможности воочию оценить великолепие частной оранжереи мастера.
Нереализованный проект Бенуа
Еще один спроектированный зимний сад в Санкт-Петербурге так и не был построен – проект Бенуа по застройке территории между набережной Фонтанки и главными воротами Михайловского дворца так и не реализовали. В планах архитектора была комплексная культурно-развлекательная застройка этого участка зданиями различного назначения, среди которых предполагался и сад железно-стеклянной конструкции с куполами. В саду должны были расти тропические пальмы, лианы и другие экзотические растения. К сожалению, побывать в этом зимнем саду не пришлось даже современникам зодчего.
Изготовление зимних садов в XIX-XX вв.
К концу XIX века зимние сады уже стали не просто данью моде, а обязательным атрибутом домов и квартир обеспеченных петербуржцев – столичные особняки теперь строятся сразу с застекленными пристройками и балконами для устройства частных оранжерей, а построенные ранее дома при смене владельцев реконструируются в соответствии с новыми столичными тенденциями.
Один из ярких примеров знаменитого зимнего сада того времени – стеклянный эркер фасада особняка балерины Матильды Кшесинской (ныне – Музей политической истории России), в котором росли большие пальмы и роскошные лианы, обвивавшие деревянные трельяжи садового зала. Еще один известный сад, о котором даже писала местная пресса, - очаровательная оранжерея в особняке на Лиговском проспекте, который был построен в 1890 году для фабриканта Ф.К. Сан-Галли.
Не только частные дома, но и здания общественного назначения обустраивались зелеными садами – уже в начале XX века русские и иностранные архитекторы Санкт-Петербурга хорошо освоили технологию проектирования зимних садов любой площади и планировки, чтобы предложить изысканное озеленение общественным объектам. Так, одним из первых общедоступных зимних садов в городе стал экзотический сад в Русском купеческом клубе (театр им. Ленсовета), разбитый в бывшем доме Корсаковых между роскошным бальным залом и зеркальной столовой. Стилизованный под грот с чугунными колоннами, сад был засажен пальмами, лианами и другими экзотическими растениями из тропиков и субтропиков. В центре зеленой оранжереи бил фонтан, украшенный мраморной скульптурой Наяды. К сожалению, изысканный сад не пережил капитального ремонта 1930х. годов – сначала из помещения убрали фонтан, а позже и вовсе превратили бывшую оранжерею в псевдоготический балкон со сводчатым потолком.
Еще один пример общественного зимнего сада ХХ века – круглогодичный зеленый оазис оранжереи ресторана «Крыша», который находился под стеклянной крышей гранд-отеля «Европа». Он тоже не сохранился, и теперь мы знаем о нем только из литературных произведения и воспоминаний современников той эпохи.
Зимние сады в послереволюционную эпоху
В послереволюционную эпоху зимние сады быстро теряют популярность – на первый план жилой и общественной планировки выходит функциональность, а декоративные помещения за ненадобностью переустраиваются в более практичные кабинеты. Лишь немногие сады сохраняются и в этот сложный исторический период, гармонично дополняя однотипные интерьеры общественных помещений в санаториях, домах культуры и отдыха, молодежных клубах и т.д. Современники той эпохи были бы удивлены, узнав, что собственный зимний сад был даже в Кремле – власть не отказывала себе в удовольствии релакса на фоне живописных тропиков и в окружении живописной зелени роскошного кремлевского зимнего сада.
В Санкт-Петербурге в советское время был создан роскошный зимний сад во дворце культуры Ленсовета. Некоторые послереволюционные сады Санкт-Петербурга сохранились до наших дней, пусть и в довольно измененном виде. Например, в Доме ученых на Дворцовой набережной в бывшем княжеском дворце сохранился зимний сад, обустроенный здесь в середине XX века. Также до сих пор можно оценить остатки былой роскоши в бывших частных особняках: купца Форостовского на Васильевском острове, Половцова на Каменном острове и Кшесинской. Конечно, современный вид этих садовых залов уже не тот – здесь практически не осталось пышной тропической зелени, ее место заняли крупные комнатные растения, которые многие петербуржцы выращивают у себя в квартирах и домах. А ведь некогда особняки петербуржской знати украшали экзотические цветы, пальмы и благоухающие кущи…
Зимний сад в Аничковом дворце
Отдельного внимания заслуживает зимний сад, разбитый в Аничковом дворце. Его роскошный интерьер был стилизован под царские палаты Людовика XVI: золоченая мебель, пурпурные шторы с кистями и бахромой, бархатный ковер малинового цвета – все это великолепие было лишь фоном для растений, размещенных в деревянных поддонах с цинковыми, бронзовыми и золочеными элементами дворцового декора. В садовом помещении была установлена работа скульптора Фальконе – фигура Амура и скульптура «Мать с ребенком», также интерьер оранжереи украшали китайские вазы, позолоченные колонны, торшеры и целая коллекция медальонов из уральских самоцветов. По праздникам и в дни торжественных приемов в Аничков дворец привозили цветы – штамбовые розы доставляли из оранжерей Елагина острова.
Зимний сад во Дворце регистрации «Малютка»
Еще один достойный внимания образец инженерной фантазии и зодческого мастерства – зимний сад в особняке Спиридонова на Фурштатской улице (ныне Дворец регистрации новорожденных «Малютка»). Особняк коллежского советника, спроектированный и построенный в конце XIX века архитектором Померанцевым, был достроен зодчим Китнером, которому принадлежит идея устройства висячего зимнего сада площадью 80 кв.м. между жилым домом и служебным флигелем особняка. В послереволюционные годы особняк Спиридонова был реорганизован в здание общественного назначения: здесь находился детдом, институт стоматологии, городское отделение общества международных связей и Дворец регистрации «Малютка». Дворец регистрации новорожденных, открытый на Фурштатской в 1965 году, до сих пор занимает здание бывшего особняка, одной из главных достопримечательностей которого считается роскошный зимний сад, воссозданный по образу оранжереи Померанцева во время реставрации 1984-1984 гг.
Реалии и тенденции XXI века
В 2009 году был открыт полностью реконструированный Зимний сад Мраморного дворца в Санкт-Петербурге. В Мраморном дворце, спроектированном и построенном для Екатерины II архитектором Ринальди, был висячий фруктовый сад под открытым небом – здесь росли яблони и вишни. Позже этот сад был закрыт потолком по проекту А. Брюллова, полностью реконструировавшего дворец в 1846 году. После остекления в нем появились экзотические растения тропиков, для поддержания оптимальных климатических условий в помещении установили фонтан, а декоративную функцию доверили мраморным фигурам, установленным среди густой тропической зелени. В советские годы зимний сад Мраморного дворца, как и многие другие подобные помещения, был переделан: здесь открылась тематическая экспозиция с революционной живописью и монументом Ленина, а после ее завершения помещение долгие годы пустовало.
Реставрацией зимнего сада в Мраморном дворце занялись в 2005 году – мраморный фонтан был воссоздан по проекту Брюллова, также в помещение вернулись золоченые торшеры и стеклянная трехстворчатая дверь, выкупленные у частных владельцев панно и скульптуры. Вместо прежних скульптурных групп в обновленном саду установили Амура работы скульптура Попова и композицию Бока «Неаполитанский рыбак, играющий на мандолине». И конечно, было восстановлено историческое озеленение – в садовом помещении раскинулись густой зеленью экзотические растения, специально собранные и привезенные в Мраморный дворец из разных тропических и субтропических стран мира. После пятилетней реставрации обновленный зимний сад открылся в 2009 году на втором этаже дворца – теперь это один из самых живописных зимних садов Санкт-Петербурга.
Искусство обустройства зимних садов в Санкт-Петербурге постепенно возрождается – историческая архитектура многих жилых домов города способствует созданию больших застекленных помещений на просторных балконах и лоджиях, а современные здания строятся с учетом повышенных требований к естественной освещенности квартир и общественных зданий. Опытные проектные организации города предлагают петербуржцам индивидуальное проектирование и создание домашних оранжерей с любыми климатическими условиями под светопрозрачной крышей и застекленными стенами.
Развитие современных технологий и качественные стройматериалы позволяют строить стильные и сравнительно недорогие зимние сады из алюминиевого профиля с надежным остеклением под любую планировку балкона или лоджии. И конечно все популярнее становятся частные оранжереи в загородном строительстве – жители коттеджых поселков в пригородах Санкт-Петербурга и Ленобласти заказывают строительство зеленых пристроек и автономных теплиц на своих участках для создания вечнозеленого оазиса тепла и комфорта для круглогодичного отдыха в окружении живописных растений и благоухающих цветов собственного сада под стеклом.